Добавить в избранное


[Случайный кадр]
3.jpg

[Друзья сайта]

Титаник

Титаник
  • Страна: США
  • Год: 1997
  • Режиссер: Джеймс Кэмерон
  • В ролях: Леонардо ДиКаприо, Кейт Уинслет, Билли Зейн, Кэти Бейтс, Фрэнсис Фишер, Глория Стюарт, Билл Пэкстон, Бернард Хилл, Дэвид Уорнер, Виктор Гарбер и др.
  • Сценарий: Джеймс Кэмерон
  • Бюджет: $200 млн.
  • Продолжительность: 194 мин.
  • Премьера в США: 19 декабря 1997

О фильме:
Рецензия:

Весна 1912-го года. Дебют крупнейшего океанского лайнера "Титаник". Роуз - привлекательная пассажирка первого класса, доведённая до полного отчаяния притязаниями нелюбимого жениха-миллионера и непомерными надеждами своей матери на выгодный брак. Джек, напротив, плывёт третьим классом, он беден, но ценимый свободой исповедует принцип "перекати-поле", и у него дар художника. Спасая Роуз, когда та попыталась покончить с собой, Джек влюбляется в неё, и тем самым обрекает себя на неизбежное столкновение с непререкаемыми запретами снобистского общества. Судьба, энергией короля человеческой мифологии, с которым пассажиры не забывали общаться в воскресных церковных молитвах, уготовила испытание и другим пассажирам лайнера, - непотопляемая краса и гордость всего христианского мореплавания вышел из Саутгемптона отнюдь не к пристани Нью-Йорка. Он плыл к обжегающему холодом и душераздирающему краху иллюзий самоуверенного человека о Господстве, на встречу с пренебрегаемой необратимостью...

БЬЁТСЯ СЕРДЦЕ ОКЕАНА
С тех пор, как в ночь 15-го апреля 1912-го года роскошный пассажирский лайнер британской судостроительной компании White Star, водоизмещением в 60000 тонн, во время первого же рейса столкнулся с айсбергом в водах Северной Атлантики и затонул на глубине 4 километров 750 метров, унеся 1500 человеческих жизней, - слово "Титаник" стало синонимом катастрофы. На грани личной катастрофы стоял и режиссёр Джеймс Кэмерон, имя которого с середины 80-х стало ассоциироваться с совершенным по форме адреналинным кино. За время съёмок производственный бюджет этой небывалой по размаху монументальной экранизации гибели "Титаника" вырос со $125 млн. почти вдвое и дистрибьютору будущей картины, студии Fox, пришлось подыскать себе компаньона, - Paramount; сразу 10 студий по производству специальных визуальных эффектов, включая Industrial Light & Magic, были призваны на помощь собственной компании Кэмерона Digital Domain, дабы сообща осилить этот невероятный по затратам проект. И когда "Титаник" вырулил на просторы кинотеатров, зрители и критики предвкушали или кассовую катастрофу эпического размаха, видимо вспоминая участь, постигшую "Водный мир", или триумф перфекциониста зрелища.

Оптимисты гулко праздновали успех: фильм стал абсолютным рекордсменом как по мировым кассовым сборам за всю историю ($1.835 млн.), так и по признанию Американской киноакадемии - 11 премий "Оскар", ровно столько же, сколько в активе библейской драмы Уильяма Уайлера "Бен-Гур" (1959). Феномен этот вполне объясним: Кэмерон создал ленту, которая олицетворяет уходящую эпоху классического голливудского кинематографа, где каркасом драматического сюжета выступает схематичная и бессмертная лав-стори. "Титаник" в конце XX века поразил зрителей грандиозной слезоточивой молнией, наряду с "Унесёнными ветром" в истории кино и самим лайнером в жизни став памятником гигантомании. Между строк здесь можно прочесть и поучение на тему гордыни человечества, социального унижения, отсутствия сострадания между людьми.

Последней репликой в фильме, вложенной в уста героя Билла Пэкстона, Кэмерон признаётся:
- Целых 3 года я не мог ни о чём думать, кроме "Титаника". Но так и не понял до конца. Не прочувствовал.

Не прочувствовал до конца, но всё же сделал уверенную художественную попытку. Впервые во всей фильмографии режиссёр целиком и полностью сосредоточился на своих персонажах, и старательные актёры его не подвели. На фоне предыдущих ролей ДиКаприо складывается такое впечатление, что здесь ему попросту нечего играть. В своё время он ворвался в поле зрения критиков ролью в картине "Жизнь этого парня", чуть ли не переиграв самого Роберта Де Ниро. Затем закрепил найденную в себе естественную актёрскую жилку у шведского режиссёра Лассе Халльстрема в ироничном портрете провинциальной Америки "Что гложет Гилберта Грейпа?". Но когда он стал Джимом Кэролом в "Дневнике баскетболиста" сразу стало ясно - это наэлектризованный преемник Джеймса Дина.

Кейт Уинслет, актриса в третьем поколении, знакомая до этого лишь по картине "Разум и чувства", сыграла в сдержанной, традиционно английской манере, и проникла в суть своего персонажа с похвальным результатом. Только одно "но", которое надо бы высказать, пожалуй, в адрес Кэмерона: следует признать, что ДиКаприо / Уинслет - не очень-то гармоничная экранная пара. А Билли Зэйн, актёр исключительного отрицательного обаяния, кажется, собрал в кулак всю полноту сыгранных им ролей "плохих парней", и добавил каплю мягкости своему Кэлу Хокли - алчному и прагматичному, самовлюблённому и высокомерному миллионеру, привыкшему всегда и любыми путями получать желаемое.

В мелодраме Джеймса Кэмерона имеются и эпизоды действия: Роуз разыскивает на тонущем корабле арестованного Джека, по сфабрикованному Хокли делу, затем они ищут выход на палубу, сквозь беспристрастно повышающиеся потоки океанской воды и... далее жанр сменяется уже на "фильм-катастрофу". Сочетая миниатюрные макеты с декорациями в натуральную величину, выстроенными на специально созданной для съёмок картины мексиканской студии Fox Baja, и натурные подводные съёмки российского глубоководного аппарата "Мир" с компьютерной анимацией, Кэмерон, возродив легендарный лайнер к жизни, нота в ноту с историей пускает его ко дну.

Гибель "Титаника" пытались экранизировать неоднократно. В 1943-ем году немецкими нацистами был снят одноимённый пропагандистский и идеологизированный фильм, после войны благополучно похороненный на полках. В 1958-ом появилась вполне добротная цветная "Последняя ночь Титаника", где были детально воссозданы события трёх часов катастрофы. В 1980-ом году сняли даже "развесистую клюкву" на эту тему - фильм "Подъём Титаника!", по бестселлеру Клайва Касслера, о советских шпионах, ищущих в остове затонувшего корабля компоненты атомной бомбы.

В 1989-ом году известный чешский прозаик-документалист Милош Губачек написал книгу об этой трагедии. Автор не только сводит воедино все версии, домыслы, откровенно эпатажные сплетни, и серьёзные исследования. В захватывающем стиле он ещё раз перелистнул памятную страницу истории, заключив, что хоть красота этого сверкавшего огнями плавучего дворца давно померкла, стальные листы изъедены ржавчиной, сослужившие свою службу водонепроницаемые переборки покоробились, а роскошные интерьеры больше не существуют, - судьба его не будет забыта. И всё свидетельствует о том, что новых открытий, которые помогли бы нам восстановить истинную причину катастрофы, более не предвидится. Картина Кэмерона всё же сделала такое открытие. Воссоздав реальный масштаб случившегося, сердце океана вновь забилось, спустя чуть меньше века обратив исконно божеские замашки человека внутрь самих себя.

(с) Павел КОРТУНОВ